МОУ "Бородинская средняя 
 общеобразовательная школа №3"  

663975, Красноярский край, Рыбинский район, с. Бородино, ул. Рабочая, 5.

тел.  8(39165)78-2-10, e-mail mouborodino3@mail.ru

                                                       
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 

 

 

  

   

 

                   БИБЛИОТЕКА

 

«Чтобы подготовить человека  духовно к  самостоятельной  жизни,  надо  ввести  его  в  мир  книги»

                                                                                    В.А. Сухомлинский

«Школьная  библиотека – это  сердце, и катализатор, и мотор, и лаборатория  мыслей, которые  стимулируют  инновации  педагогов  и  учащихся», - так  записано  в  уставе  РШБА,  Русской  школьной  библиотечной  ассоциации»   

 

Главная задача  школьной  библиотеки,  как  информационного  центра  является  обеспечение  учебно-воспитательного  процесса  и  самообразования,  через  библиотечное и информационно-библиографическое  обслуживание  учащихся  и педагогов.

 

Задачи  библиотеки:    

1.     Обеспечивать  свободного  доступа  ко  всем  источникам  информации.

2.     Воспитывать любовь к  чтению и  интереса   к  книге, как источнику  интеллектуального  развития.    

3.     Содействовать  читателям  в  развитии  познавательных  интересов, самообразовании, получении   информации  по  широкому  кругу  вопросов. 

4.     Совершенствовать традиционные  и осваивать  новые  формы  библиотечной  работы.

5.     Создавать  комфортные  библиотечные  условия.

Заведующая библиотекой  Пилюкова  Ирина  Николаевна.

Закончила в 1981 году Канский  библиотечный  техникум, по  специальности  библиотекарь. В  этом  же  году  приехала по  распределению  в библиотеку  села  Бородина, где и работала. С  1995 года  работает  в школьной  библиотеке.

 

 

 

В 20-е годы 20 века школа в селе Бородине обучала детей до 5 класса. И в это же время  появилась в нашей школе  библиотека.  Книг  было немного.  Все  они находились  на нескольких книжных полках  в одном из классов. Взять книгу почитать домой – было для учеников  большой радостью.

Библиотека  стала в школе отдельной в 1935 – 1936 годах.   Это  было -  здание  во дворе школы. Школа в эти годы  стала уже 8-летней. В тяжёлые военные годы дети учились, а библиотека продолжала работать. Библиотекарями были учителя по совместительству. Одним из таких учителем-библиотекарем была Слепнёва Маргарита Викторовна – учитель русского языка и литературы. Она была творческим человеком, отдавала всю себя детям. Ребята после уроков спешили в библиотеку, чтобы услышать интересное,  новое  о   книгах,  а также обсудить прочитанное. Из воспоминаний Шупиковой Анны Николаевны, ученицы 1954-1962 годов:  «Давно это было. В прошлом веке. Да, да, в прошлом… Ведь мои детские годы прошли в Бородинской восьмилетней школе в 50-60 годы 20 века, а уже 21-ый. Детство «проскакала на одной ноге», умчалось. Осталась память. А в ней образ школьного учителя русского языка и литературы и по совместительству библиотекаря  Слепнёвой Маргариты Викторовны, учившей нас, деревенских девчонок и мальчишек, любить книги. Навсегда в моей памяти стихи о человеческой доброте, бескорыстии, что ценно во все времена. Подбирая для нас стихи , наша Маргарита Викторовна ненавязчиво воспитывала в нас готовность отдаваться делу. Вместе с ней читали книгу Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» и узнавали про такую далёкую и непонятную страну Америку,  где белые угнетали чёрных. И тогда ещё громче лилась песня о нашей свободной стране:

              «Вижу чудное приволье,

                Вижу нивы и поля.

                Это русское раздолье!

                Это Родина  моя!»

Другая книга Э.Л. Войнича «Овод» переносила нас в Италию, за свободу своего народа готов был сражаться  человек, печатавшийся под псевдонимом «Овод». Так с помощью книг раздвигались перед нами горизонты. Деятельные и героические люди жили, оказывается, в разных частях света. А как мы любили героев своей страны! 12 апреля 1961 года нам сказали прийти в школу в 4 часа дня. По радио передали важное правительственное сообщение о том, что в космосе советский человек Юрий Алексеевич Гагарин. И мы прыгали от переполнявшей нас радости. Это была советская гордость…».  В эти годы детей в школе училось много, не в одну смену. И в 1969 году была построена новая просторная, теперь уже средняя школа. В новой  школе выделили один из кабинетов для библиотеки. Много библиотекарей сменилось за это время. С 1975 года в нашей школьной библиотеке стала работать Штоль Галина Петровна – учитель литературы и русского языка и по совместительству - библиотекарь.  Она была настоящим строгим  и требовательным хранителем фонда библиотеки. И ушла на заслуженный отдых в 1995 году. 

Школьная библиотека сегодня является структурным подразделением МОУ «Бородинская  средняя  общеобразовательная  школа №3», обеспечивающим  различным возрастным и профессиональным  группам  школьного  сообщества  открытый и свободный  доступ  к  фонду  школьной  библиотеки.

 Библиотека нашей школы  – это  абонемент и посадочные места  (12) для работы в библиотеке (общая площадь – 64,8 кв.м). 

Общий фонд школьной библиотеки составляет  9600 экземпляров, в том числе:

Книжный  фонд в библиотеке насчитывают  6814 экземпляра.

Учебный  фонд на сегодняшний день на учёте в школьной библиотеке находится  2786 учебников. 

В  фонде  библиотеки  имеются  документы на  электронных  носителях:  CD-ROM  -  126  экземпляров. 

Энциклопедии и словари составляют  130 экземпляров.

Ежегодная подписка на периодические издания состоит из 32 наименования. Большим интересом у  школьников пользуются многие периодические издания в том числе: «Путеводная звезда»,  «Свирель»,  «Незнайка»,  «Юный натуралист», «Добрая дорога детства»,  «Девчонки - мальчишки».  А также учителя и родители учащихся нашей школы  пользуются  периодическими изданиями, имеющимися в библиотеке. На абонементе обслуживается 190 читателей. Пользователями библиотеки являются все учащиеся школы, сотрудники школы, родители учащихся и другие жители  села. Учащиеся ежедневно посещают библиотеку.   Здесь они  готовятся к занятиям, читают периодические издания, знакомятся с новыми поступлениями учебной и художественной литературы. 

    Основная  форма  работы  библиотеки:  ИНФОРМАЦИОННО-МАССОВАЯ 

Одним из факторов выполнения - является  соответствие книжного фонда  школьной  библиотеки «Библиотечно-библиографической классификации», как фонда, так  каталогов и картотек. Чтобы облегчить читателям библиотеки поиск необходимых печатных  изданий, книжный фонд нашей  библиотеки расставлен в соответствии с правилами и нормами  ББК.  Традиционной формой пропаганды книги является книжная выставка -  визитная карточка библиотеки. Правильно и красочно оформленная выставка всегда остановит на себе взгляд читателя, пригласит его к творчеству. Действенными формами работы являются традиционные виды книжных выставок: по актуальным темам и проблемам, персональные и жанровые, экспозиции   к знаменательным и памятным датам, в помощь учебному процессу.  В библиотеке имеются постоянно действующие книжные выставки, которые обновляются и пополняются.  Оформлена большая  постоянно действующая развёрнутая книжная выставка  печатных изданий по краеведению. Оформлены  постоянно действующие книжные выставки: по здоровому образу жизни, по патриотическому  и экологическому воспитанию учащихся. В течение  учебного года в нашей библиотеке работают книжные выставки и тематические полки под названием «Книги юбиляры», «Писатели юбиляры», которые постоянно обновляются.  Очень важно соотнести зародившуюся идею книжной выставки с реально имеющимися книгами, с интерьером, с общим стилем библиотеки, а также с тем новым, что входит в нашу жизнь с экранов телевидения, привносит СМИ. В библиотеке появились книжные выставки нетрадиционной формы: выставка-вопрос, выставка-викторина, выставка-бенефис, выставка-словарь, выставка-кроссворд, выставка-конкурс, выставка-лото, выставка-игра, выставка-хобби, выставка-символ, выставка-размышление и т.д. Для пропаганды книги в библиотеке организуются новые  формы  выставок - образно-диалоговых (выставка-вопрос, выставка-викторина, выставка-бенефис, выставка-словарь, выставка-кроссворд и др.). Массовая работа ведётся в библиотеке  по разным  направлениям. В проведении библиотечных мероприятий используются различные формы работы. Разработана в библиотеке игра под названием «Колесо знаний», которая проводится для различных групп читателей. В библиотеке проводятся «Часы чтения» по различным темам, способствующие интеллектуальному и эстетическому развитию учащихся. Традиционно  ежегодно в нашей школе проводится «Неделя детской и юношеской книги» при активном участии совета библиотеки и классных руководителей.  В библиотеке постоянно работает  актив библиотеки. Задачей актива является воспитание бережного отношения к книге у учащихся, а также оказывают помощь в проведении мероприятий библиотекой. Совет библиотеки взяла на себя функции по сохранности учебников, проводят рейды во всех классах. В ходе подготовки библиотечных мероприятий:

  • ребята учатся ориентироваться в информационном пространстве;

  • овладевают навыками работы с литературой;

  • учатся логически выстраивать и образно представлять собранный материал;

  • развивают культуру речи;

  • вырабатывают умение выступать перед аудиторией.

     Воспитание библиотечно-библиографической культуры

у учащихся нашей школы определяется программой «Библиотечно-билиографические знания для учащихся 1-9 кл.» с учетом их возрастных особенностей. Программа ориентирует на усвоение учащимися комплекса знаний о книги и библиотеке, источниках выбора литературы, на формирование у детей умения и навыков творческого чтения, самостоятельного спроса и выбора литературы.  По окончании неполной средней школы каждый выпускник должен:

   - сознательно и заинтересованно относится к книге, испытывать потребность в систематическом чтении; знать и выполнять правила обращения с книгой и гигиены чтения; уметь определять примерное содержание книги;

   - владеть навыком самостоятельного выбора книги, пользуясь книжными выставками, рекомендательными списками, каталогами, картотеками, полками открытого доступа;

    - уметь работать с  отраслевой литературой и периодическими изданиями.

Большую помощь в реализации программы «ББЗ для 1-9 кл.» оказывают учителя-предметники, работники сельской библиотеки, классные руководители.

Основные виды информационного сопровождения в библиотеке нашей школы:

  • Библиографическое информирование :

  •        Дифференцированное;

  •        Массовое.

  •  Справочно-библиографическое обслуживание.

Для получения информации школьные читатели  используют все имеющиеся документы библиотеки разных видов.   Библиотекой раз в четверть проводятся  «Дни информации» по различным темам и для всех групп читателей, а также индивидуальное информирование при посещении всех читателей библиотеки при необходимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

 

         

 

 

   

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   
     
 
Hosted by uCoz